ПЕРСПЕКТИВЫ (ОСОБЕННОСТИ) ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ И ЭЛЕКТРОАВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ

23 Apr 2021, 14:00
15m
1226 (Lomonosov st. 9)

1226

Lomonosov st. 9

oral Environmentally-Friendly Energy Conversion and Supply Enviromentally-Frendly Energy Conversion and Supply

Speakers

Roman KrumerMr Alexandr Grimitlin

Description

Согласно различным источникам сегодня на климат нашей планеты оказывается сильное техногенное давление, оказываемое, по существу, существующими технологиями основанными на горении. В первую очередь это тепло- и электро- генерирующие установки и транспорт, в которых используется сжигание различных видов топлива.
Как известно существуют источники энергии традиционные (основанные на использовании нефти, газа, угля, течения речных вод и атомной энергии) и альтернативные которые не используют указанные природные ресурсы. К альтернативным источникам энергии относятся и возобновляемые (в дальнейшем – ВИЭ).
ВИЭ это источники энергии, образующиеся на основе постоянно существующих или периодически возникающих процессов в природе, а также жизненном цикле растительного и животного мира и жизнедеятельности человеческого общества.
ВИЭ широко внедряются во многих странах для обеспечения энергетической независимости и улучшения экологической обстановки.
В последнее время солнечные электростанции (СЭС), ветрогенераторы, тепловые насосы активно рекламируются и в нашей стране.
Правда реклама, как правило, некоторые моменты упускает. Например, говоря о электростанциях на солнечных батареях забывают сказать о необходимости охлаждать панели в жаркие дни, очищать их от пыли летом и от снега зимой и т.п.
В 1 авторами предложена методика сравнения общей эффективности традиционных электростанций и ВИЭ на единой математической и физической основе. При этом при сравнении учитывались системы аккумулирования энергии электроэнергии, необходимые для солнечных (фотоэлектрических) и ветровых электростанций. Результаты показывают, что АЭС, ГЭС, ТЭС на угле и природном газе (в таком порядке) на порядок эффективнее, чем солнечные фотоэлектрические электростанции и ветроэлектростанции. Причем, согласно этой работе, поскольку количество энергии вырабатываемая этими электростанциями меньше, чем энергия, затраченная на их создание, то переход только на ВИЭ приведет к негативным результатам в перспективе.
Выводы этой работы не однозначны, хотя известно, что окупаемость ВИЭ соизмерима со сроком службы оборудования, этих электростанций.
В России же стоимость создания ВИЭ, как правило, превышает стоимость произведенной электроэнергии за весь срок службы оборудования.
Поскольку генерация электроэнергии солнечными батареями и ветрогенераторами зависит от погодных условий, то для обеспечения энергетической безопасности необходимость в традиционных источниках энергии сохраняется и, соответственно, сохраняется необходимость завоза топлива для этих генерирующих мощностей. Если же исключить все традиционные электрогенерирующие установки и ориентироваться только на ВИЭ, то система электроснабжения станет нестабильна. Даже если в далекой перспективе появятся дешевые аккумуляторы большой мощности, то из-за большой неопределенности появления солнца, ветра и т.д. потребность в традиционных источников, по-видимому, электроэнергии сохранится.
В отношении транспорта, судя по многочисленным публикациям, основные источники загрязнения атмосферы в крупных городах, являются автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, поэтому спасением от постоянного смога является использование электромобилей. Безусловно сами электромобили не загрязняют окружающую среду, если не считать необходимость утилизировать аккумуляторные батареи, Но электроэнергию же надо где-то надо выработать, а ≈75% электроэнергии в мире вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭС). Если в качестве топлива на ТЭС используется уголь или мазут то эти предприятия создают определенное загрязнение окружающей среды.
Вообще, говоря о загазованности воздуха в городах говорят обычно о транспорте. Хотя, например, в статье 3 сказано, что по данным нового анализа, 46 круизных лайнеров, эксплуатируемых корпорацией Carnival, выбрасывали на европейские побережья почти в 10 раз больше оксида серы, чем 260 миллионов европейских автомобилей.
Но ведь чистый воздух обеспечивают и другие виды автомобилей, например, работающие на спирте или газомоторном топливе. На рисунке 1 показана какая доля энергии, содержащаяся в природном газе, обеспечивает движение электромобиля и автомобиля на газомоторном топливе.
Количество вредных веществ в уходящих газах для автомобилей с газомоторным топливом минимально.
Для России, как представляется, применение автомобилей на газомоторном топливе предпочтительнее чем электромобили по следующим причинам:
- стоимость автомобиля. Предложения в Интернете для электромобилей в России начинается в районе 4 млн. руб., стоимость автомобиля Миникупер в Англии от 35 тыс. фунтов. Стоимость переоборудования автомобиля на газомоторное топливо составляет от 30 до 60 тыс.руб;
- условия эксплуатации. При эксплуатации электромобиля при температуре ниже минус 10 ÷ 15С значительно снижается емкость аккумуляторной батареи;
- хранение. Учитывая уменьшение емкости аккумуляторной батареи при низких температурах электрокар должен содержаться в теплом гараже или на время стоянки он должен быть подключен к сети электропитания.
Не считая условий хранения, эксплуатационные расходы для электрокара ниже, но существует необходимость замены раз в 5 лет аккумуляторной батареи по стоимости превышает стоимость обслуживания автомобиля на газомоторном топливе за этот же период.

Безусловно совершенствование ВИЭ и электроавтотранспорта должно продолжаться. Развитие науки и технологий должно привести к снижению их себестоимости и эксплуатационных расходов, увеличению срока службы. Но традиционные источники энергии и транспорт использующий в качестве топлива различные виды газа также еще долго сохранят свою актуальность,

Position of speaker director
Affiliation of speaker -
Publication Сетевой научный журнал «Экономика и экологический менеджмент»

Primary authors

Presentation Materials